Я счастлива, представить Вам уникального художника – Ладу Репину. Она создает удивительных кукол, которых можно рассматривать бесконечно долго. В ее работах много чудесных деталей и проработки. Обязательно прочитайте это интервью с Ладой и не забывайте нажимать на сами фотографии, чтобы увеличить их размер и рассмотреть все детально. Поверьте, это того стоит :) .

1. Я знаю, что Вы учились по направлению «графический дизайн». Могли бы Вы подробнее рассказать о том, где Вы учились, и как это повлияло на Ваше творчество?

Можно сказать, что я «наследственный художник» — родители окончили Академию им.Репина и подразумевалось, что я поступлю туда же. Но в Академии нет факультета дизайна, да и к тому же я тяготею к декоративному творчеству, так что Мухинка оказалась ближе по духу (предварительно я получила среднее специальное в училище им.Н.К.Рериха).

О своем выборе ни разу не пожалела, видимо, творческая атмосфера и креативность этих двух школ полностью совпали с моим художественным ощущением.

 

2. У Вас замечательная графика. Какие темы и персонажи больше всего находят отклик в Ваших работах?

Не буду оригинальна – люблю сказки. Немецкие, французские, английские… Иногда придумываю своих персонажей на основе каких-то уже известных историй, люблю находить в сказке существо, обделенное вниманием, обрисованного только парой фраз и развивать в рисунке его линию. Так чувствуешь больше свободы – рамки канона не связывают.

Очень часто графический лист – это «повзрослевший» эскиз куклы, который начал жить своей жизнью. Иногда я в рисунке так выкладываюсь, что до куклы дело не доходит.

3.С какими материалами любите больше работать (карандаш, уголь, акрил, тушь и другие)?

Со всеми перечисленными:) Любимый материал – обычный графитный карандаш. Его часто недооценивают, воспринимают как инструмент для эскизов или набросков, но на самом деле он способен передать буквально всё – линию твердую, как от туши и мягкую, как угольную, пятна любой степени насыщенности, даже прозрачные слои!

Уголь тоже хорош, но довольно груб – любит эффекты (темное – темнее, все на очень сильном контрасте), не терпит нюансов.

Из декоративных красок использую акрил, он дает хорошую укрывистость и практически идеален именно для графики.

Реже всего пишу акварелью – она слишком нежна и капризна. Терпения у меня не хватает, к тому же предпочитаю четкие графичные и насыщенные пятна, а акварельная техника подразумевает переходы цвета, тона, лессировки и тому подобное.

4. Делаете ли Вы иллюстрации по заказу издательств?

Нет, хотя предложения были. Возможно, в будущем «дорасту» до оформления книги, но пока мне интереснее создавать отдельные графические листы, которые можно выставить как автономное произведение.

5. Есть ли у Вас любимые иллюстраторы? Если да, то могли бы Вы назвать несколько имен и о Вашем отношении к их творчеству?

Иллюстраторов любимых легион! Назову только нескольких (не по рейтингу, а как вспомнились) – Геннадий Калиновский, Александр Кошкин, Борис Диодоров, Ольга и Андрей Дугины, Антон Ломаев, Ника Гольц… из иностранных художников – Владислав Ерко, Ребекка Дотремер, Артур Рэкхем, Эдмунд Дюлак, Павел Татарников.

Декоративно, сказочно, изысканно, детально, ничего не прибавить и не убавить – то, что я считаю идеальным в графике вообще и в книжном оформлении в частности.

6. Не «разрываетесь» ли Вы между графикой и куклами?

Не только не «разрываюсь», но еще хотела бы уметь ковать, работать с эмалью, керамикой и фарфором, освоить еще множество техник. Интересно всё, и всё хочется уметь делать. К сожалению, ковка, эмаль и стекло отпадают – нужна мастерская с соответствующим оборудованием, но в итоге я люблю «шутить» с материалами – например, ткани на кукле так обработать красками и лаком, чтобы издалека (а иногда и вблизи) была иллюзия керамики или металла.

7. Когда Вы создали свою первую куклу?

Совсем первую – в детстве, но она не сохранилась. До сих пор помню, что это был Бармаглот из «Алисы». А услышала об авторской кукле, когда училась на первом курсе в Мухинке – случайно попал в руки журнал о куклах. Решила попробовать и сделала что-то вроде средневековой венецианки (вольная интерпретация). Потом увлеклась комедией дель арте, сделала Скарамуша, Влюбленную, Пьеретту… оглянуться не успела, как увлеклась с головой.

8. Учились ли Вы где-то непосредственно созданию кукол?

Нет, не посетила ни одного мастер-класса или курса. Всё пробовалось методом «тыка». Сначала попробовала работать с запекаемыми пластиками, потом перешла на самозатвердевающие – эфапласт, ладол.

9. Какие у Вас есть серии (коллекции) кукол? Что является «поводом» для появления той или иной Вашей коллекции?

Чуть ли не каждую работу хочется развить в серию, трудно остановиться на одной! Буквально силой себя останавливаешь – серию жалко выставлять «вразбивку», да и хочется, чтобы приобрели ее тоже целиком, поскольку персонажи все взаимосвязаны, как большая семья. Поэтому серий у меня не очень много – на цирковую тему, японские сказочные существа, ангелы-музыканты… пожалуй, и всё. Правда, недавно не удержалась – начала новую серию «Королевство», хочу собрать основные «винтики» сказочного государства, в такой теме точно только одним персонажем не обойтись. Обычно это и является основой для начала серии – персонаж требует себе поддержки, один он, может, и хорош, но в компании еще лучше – они поддерживают друг друга и у каждого при этом своя история.

10. Мне очень понравилась Ваша японская серия кукол «Мистические истории». Могли бы Вы подробно рассказать о процессе и основных шагах создания этой коллекции?

Это просто настоящая мистическая история. В одно и то же время сошлись сразу несколько предложений – и все на одну тему. Серию японских сказочных существ я хотела создать давно, но всё не могла время выделить. И когда я наконец вслух выразила желание начать работать (на выставке рассказала знакомому об этой идее), то почти сразу другой знакомый предложил сделать сказочных героев Японии (и обязательно серию), и от Петербургского филиала общества дружбы Россия-Япония поступило приглашение на Японскую осень-2011 (цикл выставок и концертов) – выставить японских сказочных героев, и тоже непременно серию (не меньше десяти персонажей). В итоге я решила, что это такой намек от судьбы – начинать уже наконец работу, не тянуть!

Основная идея была в том, чтобы найти в японских сказках неизвестных или малоизвестных европейцу персонажей. Большинство людей знает Кицунэ, Нэко, а некоторые – даже Тэнгу. Но это одни из наиболее понятных сказочных существ, остальные же просто поражают воображение! Сочетание самых невероятных «кусочков» тел различных животных, самые разнообразные магические умения, неожиданный внешний вид – это просто находка для кукольника.

В итоге были созданы Юки Онна (что-то вроде нашей Снегурочки, но с очень суровым характером – воплощение смерти от холода, персонаж самого северного острова Японии – Хоккайдо), Ёкаи – нигде не было каких-то конкретных описаний этого существа, так что его было делать особенно интересно, такой простор для фантазии (ёкаи (яп.) – оборотень), Косан (девушка-яся (демон), после разоблачения превратившаяся в фазана), Кагуя (персонаж самой древней найденной на сегодняшний день японской сказки – девушка родом с Луны)… Правда, без Кицунэ и Тэнгу всё же не обошлось – очень колоритные существа.

Сейчас в работе вторая часть японской серии. Предполагается, что она будет состоять также из девяти персонажей, как и первая.

11. В первый раз я увидела Ваши работы на выставке в Москве. Расскажите, пожалуйста, в каких выставках Вы участвовали?

Я не очень часто участвую в выставках, потому что для этого нужно накопить определенное количество работ, но обычно они сразу уносятся в галерею, а забирать их оттуда для выставки не всегда удобно.

Один раз участвовала в «Искусстве куклы-2011» (Москва), пару раз – во «Времени кукол» (Санкт-Петербург). Получила приглашение на мартовский Международный Салон кукол (Москва), повезу туда несколько новых работ для своего проекта «Прогулки по лабиринту».

12. Где можно посмотреть Ваши работы?

В Москве – в галерее «Пространство кукол» (Ветошный пер., 13), в Санкт-Петербурге – в галерее ДекАрт (www.dekartgallery.ru) и в Галерее кукол (Б.Морская, 53)

13. Какие основные материалы Вы используете для создания своих кукол?

Сами куклы (голова, руки и ноги) – из самозастывающих пластиков (эфапласт, ладол, алмазный папер), их не нужно обжигать после лепки, только отшлифовать и расписать. Люблю металлические, деревянные, кожаные детали. Главное – натуральные материалы, стараюсь не использовать пластмассовые бусины и стразы. Ткани использую жаккардовые, а не набивные, часто в процессе перекрашиваю, искусственно состариваю. Часто хожу по барахолкам – никогда не знаешь, что там найдешь, это придает здоровый азарт:) иногда попадаются непонятные металлические части непонятно чего, но я и не пытаюсь выяснить, частью какого механизма это было – если подходит к идее очередной работы, то беру.

14. Я знаю, что Вы работаете с папье-маше. Могли бы Вы назвать преимущества в работе с этим материалом? Возможно, есть и минусы?

Минус один – долго сохнет. Иногда хочется «подогнать», но нельзя – от высокой температуры папье-маше коробится. В остальном техника универсальна – с бумагой+ПВА со временем ничего не делается, ее можно грунтовать, шлифовать, расписывать, резать, наращивать постепенно новые детали… Исключительно приятный материал.

15. Вы так же используете в своих изделиях такой материала, как эфапласт. Какие основные принципы в работе с этим материалом?

Эфапласт, как и другие самозастывающие пластики, похож в работе на глину (иногда его и называют бумажной глиной) – работать с ним нужно, пока он влажный, постоянно смачивать в процессе, слишком много на форму не набирать – может сползти под собственной тяжестью, но и слишком мало тоже опасно – растрескается. После сушки (примерно сутки) можно продолжать работу, прикрепляя новые детали или выравнивая поверхность, если смочить сухую заготовку водой. В сухом виде можно резать и сверлить.

16. Какие краски Вы используете в работе над куклами?

Чаще всего – акрил. Он не боится воды, так что куклу можно не покрывать матовым лаком. Иногда добавляю акварель, лессирую тени, последнее время использую акварельные карандаши – очень удобно, их можно смешивать, как пастель, создавать переливы цвета. Но закреплять лаком в таком случае нужно обязательно!

17. Делаете ли Вы эскизы, прежде чем начать основную работу над куклой?

Подробный эскиз не делаю. Обычно на середине листа А4 делаю некое каля-маля карандашом, больше силуэтное, чем детальное. Потом в процессе на полях рисунок начинает обрастать подробностями – как крепить каркас, выкройка рукава, форма воротника и так далее. Всё это выглядит довольно хаотично и не сохраняется – потом безжалостно режу эти почеркушки на папье-маше.

18. Во всех Ваших куклах видна очень кропотливая работа. Какое время Вы затрачиваете на создание одной куклы?

Зависит от многого – формы, задумки, даже размера иногда. У меня в голове всегда «живет» штук пять работ, некоторые из них уже пару лет. Пока картинка не станет просто-таки объемной, за работу не сяду (причем в процессе всё еще изменится и не раз, но это дела не меняет – первая картинка должна сложиться). Иногда уже готова сесть за очередную, и вдруг кто-то протискивается – возникает идея-картинка, полностью готовая и пролезает без очереди. Обычно такие скороспелки возникают во сне :) . Сама работа занимает от месяца до полугода (хотя одну-две работы я делала по году, но с перерывами), однако это всё уже вершина айсберга – основная работа начинается и проходит в голове.

19. Создаете ли Вы сначала полностью одну куклу, а потом принимаетесь за следующую? Или, возможно, Вы работаете одновременно над несколькими изделиями?

В работе всегда как минимум две, а максимум пять – больше сложно. Не считая графики. Лучший отдых для трудоголика – смена занятия! Причем в углу всегда стоит «подзамерзший» проект, укутанный в ткань – ждет прилива вдохновения.
В вазе обычно букет кукольных голов-рук-ног – тоже ждут очереди.

20. Какие трудности или задачи Вам приходилось решать для достижения желаемого результата в техническом плане?

Трудности обычно возникают почти в каждой кукле – всегда хочется придумать что-то новое. Но сначала возникает картинка, а уж как именно ее воплотить – придумываешь уже в процессе работы. Иногда сидишь сутками, голову ломаешь, а решение-то рядом, на поверхности лежит.

Обычно все задачи со сложными гнутыми конструкциями я решаю с помощью папье-маше+проволока, остальное – дело техники! Один и тот же материал может служить в совершенно разных целях – веревки, тесьма, пакля, металл, акриловая пряжа вымачиваются в ПВА, вытравливаются отбеливателями, состариваются, царапаются… Пока что я обхожусь довольно небольшим набором материалов (проволока, бумага, текстиль, металл и некоторые другие), экспериментирую с ними и пока не исчерпала все их возможности. Слишком мудрить не нужно – «замученный» материал сразу виден и не украшает работу.

21.Есть ли у Вас любимые куклы?

Есть, и это не обязательно самая дорогая или даже красивая. Одна из них – Перчик Чили (одна из первых, живет дома и не продается) – дорога тем, что именно в процессе работы над ней меня осенило, что рамок-то в художественной кукле и нет. Ранее я старалась делать «по правилам», смотрела фото работ других авторов, хотела, чтобы всё было правильно и красиво.

Но тут поняла, что нужно мне пять рук у куклы (если требует образ) – пожалуйста! Нужно стилизовать-перекрутить-убрать лишнее – да никто не запрещает! Наоборот, получается что-то лично твое. Перчик Чили получилась не совсем то, что я хотела, но прогресс уже был – сильно стилизованная фигура, лицо, жесты, платье – всё было ее, по-другому ее уже не назвать. Люблю её как вешку в творчестве, с которой начался некий новый виток.

22. Все ли куклы, которых Вы создавали, выставлялись на продажу?

Нет, некоторые я делала в подарок или с целью оставить у себя и только выставлять. Сейчас дома живет пара-тройка работ – одна с защиты диплома в Мухинке (их было там три, но одну я решила оставить себе – Овна, тем более это мой знак), другую тоже продавать не планировала, но на выставке увидел коллекционер и упросил продать.

А вообще подавляющее большинство кукол продается — я профессиональный художник и это моя работа.

23. Создаете ли Вы изделие на заказ?

Да, на заказ работаю. Есть только несколько тем-табу (не делаю портретных кукол, современных персонажей). Могу отказать в случае, если тема слишком безвкусна (если заказчик просит куклу а ля бимбо и со всеми любимыми вещами (собачка-мороженое-удочка-бумажник-и желательно аллегоричное изображение своей фирмы, утыканное стразами).

Но такие бывают редко, к счастью. В основном мне везет – 99,5% моих заказчиков — милые люди, открытые к общению и лояльно относящиеся к тому, что эскиз – это одно, и готовая работа не совпадает с ним на сто процентов.

24. Могли бы Вы описать обобщенный портрет Вашего клиента?

Определенно радует то, что заказчики не стараются «сломать» мой стиль в куклах. Иногда слышу от коллег – клиент заказал куклу у Х, но попросил сделать как у Y, ибо у Y куклы ей нравятся больше, но у Х дешевле. Пока мне такие чудеса не попадались, правда :) .

Портрет идеального заказчика – это тот, который скажет: «делайте, что хотите, главное – подпись поставьте!» Хотя мне грех жаловаться, как я уже выше говорила – мои заказчики близки к идеальным!

25. Прослеживаете ли Вы дальнейшую судьбу своих кукол?

Если куклы ушли к частному коллекционеру, то иногда они «всплывают» на выставках, где владелец уже сам их выставляет. Про бОльшую часть работ я только знаю, к кому они ушли и по какому поводу (подарок в коллекцию, на день рождения, благотворительный аукцион), но дальше они уже живут самостоятельно.

26. У Вас есть видео-ролики с Вашими куклами. Смотрится завораживающе! Чья это была идея, и помогал ли Вам кто-то в съемке этих роликов?

Идея принадлежит одному спутниковому каналу – им захотелось создать некие маленькие фильмы-истории с участием авторских кукол, которые должны были идти между фильмами и передачами вместо рекламы. Отрядили для этой цели студию, режиссера, всё, что полагается. Сначала был написан сценарий (точнее, четыре – на каждую работу), от которого, как водится, в процессе съемок мало что осталось! Но получилось весьма симпатично и душевно (спасибо съемочной и дизайнерской команде, люди очень деликатно подошли к делу). Это был ценный опыт, да и видеть конечный результат – как куклы оживают, что-то там свое думают, мечтают… это очень необычно! Хотелось бы повторить, если вдруг случится еще подобное предложение – я открыта к общению!

27. Есть ли у Вас любимые мастера-кукольники?

Да, есть люди, работы который мне бесконечно симпатичны и за новыми творениями которых я стараюсь следить. Это Гуля Алексеева, Андрей Дроздов, Яна Боева, Дима ПЖ, Ирина Горюнова, Владимир Гвоздев… их больше, но пока остановлюсь – это «головной эшелон». Из иностранцев в голову пришла Сабрина Грюсс, у нее неожиданные работы (куклы в стиле «пуппи нуар», отделка скелетами животных и даже их чучелами), но тем не менее притягательные.

Я люблю выхождение за рамки – утрированные пропорции, необычные ракурсы, динамическую композицию.

28. Что Вас вдохновляет на создание изделий?

Я визуал и, значит, люблю всё разглядывать больше, чем обнюхивать и ощупывать:) от этого и отталкиваюсь – просто смотрю. На всё. Идеи сидят, лежат и прячутся везде – надо их только вовремя увидеть. Лицо в метро, кусочек ткани (фактура, цветовое сочетание, тень на нем), штучки неизвестного назначения на барахолке, отпечатки шин на земле – всё идет в дело. Один раз «создала» образ из подтаявшего кусочка льда на стекле автобуса – там получился очень изысканный силуэт, такой изломанный модерн, фигура целиком – даже поворот головы. Правда, образ пока только зарисован на бумаге, но ведь это уже бОльшая часть дела (как я уже говорила), главное – придумать, а сделать уже нетрудно.

29. Что для Вас главное в Вашем деле?

Во время задумки – одиночество. Во время работы – желательно одиночество (особенно в начале, потом еще терпимо).

30. Процесс сотворения – для Вас это?

Стрельба в тире, совмещенная с прыжками на батуте. Попал в цель – но не прыгнул выше головы, как в прошлый раз. Или прыгнул – но как-то бесцельно, ничего нового не открыл. А вот если попал «в яблочко» с новой работой (то есть воплотил идею на 100% или на 99%), да еще нашел некую новую технику – то есть удалось прыгнуть еще чуть выше – считайте, работа удалась. Автор счастлив и стремится прыгать дальше!

Блиц-опрос:

1. Любимые цвета

Все.Проще сказать, какие нелюбимые (в творчестве) – желтый и все анилиновые (салатовый, фуксия и т.д.)

2. Любимые книги (от 1 до 5)

Лучше авторов назову – поскольку если автор нравится, то читаю его целиком.
Я не очень современна – классику люблю и читаю. Набоков, Гоголь, Гофман, Стругацкие (поспорьте, что они не классика?)), Фейхтвангер, Флобер, Эйдзи Ёсикава, Голдинг… ой, уже больше пяти.

Современников тоже читаю, конечно (я вообще книжный червяк), пятерых назову – Т.Толстая, И.Бэнкс, Т.Москвина (статьи только, не худ. литература), О.Сакс, Э.Лу. Любимчиков больше, но я ограничена в количестве здесь!

3. Ваши предпочтения в музыке

Мои предпочтения в музыке можно охарактеризовать как «муз. винегрет».
Вот первые исполнители, пришедшие в голову – Бьорк, В.А.Моцарт (честное слово! Он просто замечателен, когда нужно начать наконец работать – приводит все нужные чувства к нужному знаменателю), Пи Джей Харви, Tori Amos, Янка Дягилева.

А вообще слушаю всё подряд (кроме эстрадных попрыгунов, конечно – особенно наших), и разделяю музыку на два типа – что-то ненавязчивое, пока работаю и что-то «оживляющее» и дающее нужное настроение, когда ищу идею (исполнители самые неожиданные могут оказаться).

4. Любимые фильмы

«Елизавета» — могу смотреть и без звука, только ради костюмов, «Черная кошка, белый кот» — хотя весь Кустурица безусловный молодец! «Сонная лощина» — тоже костюмы хороши, «Девушка с жемчужной сережкой», «Месмер», фильмы Чжана Имоу – тут просто пир для визуала:)

5. В каком городе хотели бы жить

В своем – то есть в Петербурге. Если бы его не было – то в Лондоне. А вообще – желательно в большом, набитом книжными и музыкальными магазинами, барахолками для художников и с удобным, обширным и пустым общественным транспортом!

6. Любимое высказывание

Найди себе любимую работу – и тебе не придется работать ни одного дня!

7. Если бы не было видов творчества, которыми Вы занимаетесь сейчас, чем бы Вы увлеклись?

В любом случае, чем-то ручной работы. Может, стала бы оформлять книги вручную, как средневековые монахи – по многу лет переписывали-украшали книгу, зато каждая – произведение искусства!

8. Напишите 5-7 любых слов, которые у Вас ассоциируются с Вашим делом

Виньетка, крафт (или торшон – вообще люблю названия бумаги), мозаика, отпечатки, тиоиндиго (краска довольно ужасна, а вот название – ммммм, чудесно!), устрица, древесина, перламутр.

9. Как Вы видите свое дело через 2 года, какое оно будет?

Два года – это довольно мало. Но, надеюсь, научусь за такое малое время прыгать выше, а стрелять метче.

10. Ваши пожелания читателям HandMadeBlog.ru

Смотрите на арлекинов!
(Это цитата из произведения Вл. Набокова, и вот как она звучит полностью:
«…- Смотри на арлекинов!…
— Каких арлекинов? Где?
— Да везде! Всюду вокруг. Деревья – арлекины, слова – арлекины. И ситуации, и задачки. Сложи любые две вещи – и вот тебе троица скоморохов! Давай же! Играй! Выдумывай мир! Твори реальность!»)

Посмотреть и купить работы Лады Репиной можно по этим адресам в интернете:

http://lada-repina.livejournal.com/
http://vk.com/club23327087
http://www.facebook.com/repinalada

P.S. Я благодарна Ладе за то, что она выделили время и  очень подробно ответила на все мои многочисленные вопросы :)

Лада, спасибо Вам  большое за это интересное интервью и Ваши необыкновенные работы!

 


Рекомендуемые записи
Комментарии:
21 Комментарий
  • Татьянад
    Ответить

    Такие куклы! Полный восторг!

  • Елена
    Ответить

    Спасибо за интервью и знакомство с таким замечательным мастером.

  • Татьяна
    Ответить

    Очень интересное интервью! Мне Очень понравилось! Спасибо БОЛЬШОЕ!!!

Добавить комментарий