Этим летом мне довелось побывать в Москве на несколько дней.
Я проводила пару закрытых живых мастер-классов по лепке из полимерной глины. В последний день пребывания, гуляя по городу, я решила укрыться от жары в Парке Горького. Была очень приятно удивлена красотой и продуманностью этого парка. У него очень приятная концепция.
Решив исследовать парк, через час блужданий, я натолкнулась на ЭТО…
Удивительный проект «YES» художника Урса Фишера.
Если кратко, то суть проекта в том, что любой из посетителей парка может, не ограничивая себя в количестве глины, слепить из нее все, что придет в голову.
Сама по себе замечательная идея привела к прекрасному результату…
Проект будет действовать еще до 21 августа. Так что всем неравнодушным к лепке москвичам и гостям столицы настоятельно рекомендую поучаствовать в этом творческом пиршестве.
Здесь у себя в блоге я решила выложить фоторепортаж с места событий. Если вам интересно увидеть, как задумки множества людей были воплощены в реальность, то милости прошу читать далее…
Очень интересно разглядывать каждую работу.
Почти в каждой скульптуре много деталей.
Но самое интересное догадываться какую идею вложил автор в свою работу.
Есть здесь и простые образы понятные каждому посетителю с первого взгляда.
Есть мультгерои и другие медийные персонажи.
Есть сложные многоуровневые композиции.
Лепить может каждый, вне зависимости от возраста.
День когда я побывала здесь — примерно середина действия проекта. А вот три фото с первых дней проекта:
Лепят и взрослые и дети, как совместно, так и раздельно.
Очень странно видеть обломки разрушенных скульптур… Иногда нет нет и случайно наступишь на обломок чьей-то головы, руки или еще чего-то. От этого «разрушения» возникает какое-то неловкое и грустное чувство.
Но чем больше ходишь среди этих скульптур, то понимаешь, что многие из работ построены или в диалоге со скульптурой другого автора или вообще используют «останки» другой работы, например, как «постамент» для себя.
Невольно приходит мысль — что все это метафора жизни, как нескончаемой цепочки смертей и рождений.
И грусть от ухода кого-то сменяется радостью от появления новой жизни.
От этих мыслей приходит какое-то умиротворение. Ты можешь наблюдать это и наслаждаться вот такими проявлениями жизни…
По правилам этого проекта все изделия должны остаться в рамках площадки, где они были слеплены.
Это очень интересное чувство, когда ты не можешь обладать своим произведением. Плюс к этому твоя работа будет анонимна. Также ты понимаешь, что без обжига твоя скульптура достаточно быстра разрушится. Казалось бы это должно расстраивать… Но, как мне кажется, все это: и временность, и анонимность и невозможность обладания — создают удивительную легкость с которой люди начинаю творить.
Взрослые раскрепощаются, словно дети. Ведь убраны одни из базовых рамок, которые так часто сковывают в нас возможность свободно погрузиться в творчество и выразить наш внутренний мир. Сделать это без оглядки на кого-то или в свободном, равноправном диалоге с другими людьми.
Временность — говорит нам, что не нужно относится к этому слишком серьезно.
Анонимность — освобождает нас от ответственности и от страха показаться «глупым» и «наивным».
Отсутствие возможности обладания своим произведением — запускает глубокую альтруистическую радость, так редко испытываемую современном человеком, воспитанным в обществе потребления.
Добавим сюда еще «спонтанность» — один из важных компонентов творчества. Ведь многие решаются на лепку именно спонтанно, так как узнали об этом проекте, просто прогуливаясь по парку.
Человек погружается в творчество без мыслей «зачем это»? «для кого это»? «достаточно ли это хорошо для чего-то»?
Получается это своего рода коллективная арт-терапия.
И знаете, что меня еще поразило, что люди в этом состоянии намного быстрее создают свои работы. Случайно подслушала один диалог… женщина, профессиональный скульптор, заканчивая свою скульптуру, с удивлением сказала: «А я ведь на в своей мастерской работала бы над этим несколько дней. А тут управилась за несколько часов…»
Удивительно, что рецепт этой магии прост — дай на время людям глину без ограничений и они вытворят из нее такое!
Я надеюсь, что этот проект вдохновит и другие города повторить нечто подобное!
Глину после закрытия можно собрать и использовать повторно, а значит затраты на материалы будут незначительны.
Плюс, если к этому проекту подключить волонтеров (например, свободных летом студентов), то и общие затраты вовсе окажутся смешными для того чудесного дела.
А как вы считаете?
Хотелось бы вам поучаствовать в таком проекте в вашем городе?